Корпоративное управление » Governance & Management Consulting
   
Русский     English
 +7 (727) 390 94 04


Корпоративное Управление




Корпоративное управление — это структуры и процессы руководства компаниями и контроля за ними.
International Finance Corporation
 
 
Для чего нужно корпоративное управление?
  • Повышение эффективности компании.
  • Снижение стоимости капитала и увеличение стоимости активов.
  • Облегченный доступ компании к рынку.
  • Укрепление репутации.
  • Снижение рисков.

  • Основная задача корпоративного управления
    Поддерживать баланс интересов между группами стейкхолдеров (акционеров, совета директоров, топ-менеджеров, работников и внешних заинтересованных лиц).

    История корпоративного управления
    Примером первых корпораций можно считать появление акционерных обществ в Европе (Ост-Индские компании, созданные в Великобритании и Нидерландах в ХVI-ХVII вв.). Королевская хартия об утверждении английской Ост-Индской компании была получена 31 декабря 1600 г., в которой королева Елизавета I «для чести нации, благосостояния ее народа, поощряя ее подданных и в предприятиях, роста мореплавания и прогресса законной торговли» объявила компанию организацией под названием «Губернатор и Компания купцов Лондона, торгующих с Ост-Индиями».

    Члены первых корпораций не объединяли свои капиталы, они осуществляли лишь индивидуальное финансирование торговых операций и несли полную ответственность за все риски. Но постепенно происходило формирование и укрепление идеи объединения капиталов и ограниченной ответственности, определяемой участием в общем капитале. Статус корпорации сохранял характер привилегии со стороны королевской власти, дававший право на льготы, вплоть до XIX века. Однако, по мере преодоления пережитков феодализма, корпоративный статус потерял значение «королевской привилегии» и стал восприниматься как осуществление естественного права людей на объединение в организации. Это позволило всем заинтересованным лицам мобилизовать финансовые ресурсы, необходимые для развития массового промышленного производства и создания крупных предприятий.

    Еще в 1776 г. в трактате «Исследование о природе и причинах богатства народов» А. Смит предупреждал о слабых механизмах контроля за деятельностью менеджеров и стимулах для них. В дальнейшем изучению этой проблемы были посвящены множество исследований, оформившихся позже в теории и модели корпоративного управления.

    К середине ХIХ в. сформировались основы корпоративной общности, выражающей принципиально новую концепцию деятельности акционерных обществ, которая, в отличие от других организационно-правовых форм предпринимательства, в большей степени способствовала быстрому накоплению крупного капитала, ускорению научно-технического прогресса и зарождению значительных состояний. Именно акционерная компания оказалась той экономико-правовой единицей, которая позволила отделить юридическое лицо от его собственников, ответственность которых перед компанией ограничивалась лишь размерами находившегося в их владении акционерного капитала. Появившаяся сначала в простой и эффективной форме, корпоративная общность впоследствии усложнялась, видоизменялась, и в настоящее время современная мировая бизнес-среда демонстрирует многочисленные разновидности корпоративных структур, разнообразные формы финансовых инструментов и сложные международные объединения компаний (ТНК, МНК).

    В конце ХХ в. процесс вертикального разделения и специализации управления привел к появлению новой сферы управления — корпоративного, объектом которого является вся компания, включающая системы стратегического и операционного управления. В зависимости от формы собственности и концептуальной основы построения структуры фирмы, можно выделить и модель ее корпоративного управления. Первыми, кто начал исследовать это явление, были А. Берли и Г. Минз, опубликовавшие в 1933 г. основополагающую работу в этой области «Современная корпорация и частная собственность», в которой доказывается, что владение акциями американских компаний стало столь значительным и распространенным, что владельцы более не контролируют принадлежащие им организации.
     
    Корпоративное управление в Казахстане
    Принятие в действие Закона РК «Об акционерных обществах» в 2003 г., который содержал положения, соответствующие международным стандартам и принципам корпоративного управления, положило начало системному развитию корпоративного управления в Казахстане. В Законе содержался ряд следующих требований: наличие 1/3 независимых директоров в совете директоров, создание комитетов, службы внутреннего аудита, подотчетной совету директоров.

    Процесс развития акционерных обществ в период 2003-2007 гг. происходил по нескольким направлениям:

    1. Вывод непрофильных активов из состава групп компаний, которые уже не в состоянии эффективно управлять огромным количеством дочерних и зависимых компаний, дивизионов, субхолдингов.
    2. Привлечение ресурсов с фондовых рынков (первый в истории независимого Казахстана выход компании на международный фондовый рынок на IPO – АО «РД «КазМунайГаз»).
    3. Приведение в соответствие структуры органов управления АО нормам Закона «Об акционерных обществах».
    С 2006 г. начал свою деятельность Проект IFC по корпоративному управлению в Центральной Азии (Казахстан, Кыргызстан, Таджикистан), целями которого было:

    1. Совершенствование практики корпоративного управления в акционерных обществах, включая банки, с целью улучшения инвестиционного климата.
    2. Повышение осведомленности инвесторов и общественности о значимости эффективного корпоративного управления.
    Внесение изменений и дополнений в Закон «Об акционерных обществах» (2007 г.) дало новый толчок к дальнейшему развитию системы корпоративного управления казахстанских акционерных обществ. В Законе закрепляются такие понятия как «миноритарный акционер», «независимый директор», «корпоративный секретарь», «корпоративный веб-сайт». Это заставило руководство АО продолжить процесс совершенствования корпоративного управления.
     
    В 2008 г. по инициативе Проекта IFC по корпоративному управлению в Центральной Азии (International Finance Corporation) создается Клуб корпоративных секретарей как неформальная площадка для обсуждения актуальных вопросов и обмена опытом. В 2009 г. начинает функционировать Совет корпоративных секретарей группы компаний АО «ФНБ «Самрук-Казына», проводится первый Национальный конкурс «Корпоративный секретарь Казахстана – 2008».

    Должность корпоративного секретаря закрепляется в Квалификационном справочнике должностей руководителей, специалистов и других служащих, утвержденном приказом Министра труда и социальной защиты населения Республики Казахстан от 25 ноября 2010 г. № 385-е.

    Акционерные общества активно начинают процесс введения иностранных специалистов в советы директоров в качестве независимых директоров. Были созданы Казахстанская ассоциация независимых директоров, Национальный совет Казахстана по корпоративному управлению, который в 2008 г. опубликовал первый Национальный реестр корпоративных директоров.

    Потребность в формировании внутренней корпоративной среды АО в настоящее время развивается по двум направлениям:

    1. Совершенствование корпоративного управления (в узком смысле слова – взаимоотношения менеджмента и акционеров в АО).
    2. Формирование системы корпоративного управления (в широком смысле слова – корпоративное строительство, включающее отношения между многочисленными группами стейкхолдеров).
    Акционерные общества, начинающие с реализации первого направления, постепенно приходят ко второму направлению – формированию собственной системы корпоративного управления, имея при этом следующие цели:

    1. Решение экономических задач – увеличение капитализации компании, привлечение инвестиций для ее долгосрочного и устойчивого развития.
    2. Решение управленческих задач – выход на новые рынки, обеспечение конкурентоспособности компании.
    3. Решение задачи «влияния» – защита от политических рисков.
    В период с 2009 по 2014 гг. было проведено три Форума корпоративных секретарей, три Национальных конкурса на звание лучшего корпоративного секретаря Казахстана. С 2011 г. функционирует Программа сертификации корпоративных секретарей, в которой обучились и получили сертификаты более 140 корпоративных секретарей.